Постановление правительства ЕАО от 15.02.2013 N 38-пп "О реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования Еврейской автономной области в 2013 году и на период до 2020 года"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2013 г. № 38-пп

О РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСА МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
В 2013 ГОДУ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2011 № 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования" правительство Еврейской автономной области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемый комплекс мер по модернизации системы общего образования Еврейской автономной области в 2013 году и на период до 2020 года.
2. Определить комитет образования Еврейской автономной области:
- уполномоченным органом исполнительной власти Еврейской автономной области по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2011 № 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования";
- региональным оператором по реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования Еврейской автономной области в 2013 году.
3. Комитету образования Еврейской автономной области (Пчелкина Т.М.):
- подготовить к заключению в установленном порядке Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и правительством Еврейской автономной области о предоставлении в 2013 году субсидии из федерального бюджета бюджету Еврейской автономной области на модернизацию региональной системы общего образования;
- разработать и утвердить план-график повышения фонда оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений Еврейской автономной области в 2013 году;
- разработать и утвердить план-график реализации мероприятий по модернизации системы общего образования Еврейской автономной области в 2013 году по кварталам;
- утвердить перечень мероприятий комплекса мер по модернизации системы общего образования Еврейской автономной области в 2013 году.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области заключить в установленном порядке Соглашения с комитетом образования Еврейской автономной области об участии в реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования Еврейской автономной области в 2013 году.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя правительства Еврейской автономной области Пинчук И.Н.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор области
А.А.ВИННИКОВ





УТВЕРЖДЕН
постановлением правительства
Еврейской автономной области
от 15.02.2013 № 38-пп

КОМПЛЕКС МЕР
ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ
ОБЛАСТИ В 2013 ГОДУ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

Настоящий комплекс мер по модернизации общего образования Еврейской автономной области в 2013 году и на период до 2020 года (далее - Комплекс мер) разработан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2011 № 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования" с целью осуществления деятельности по модернизации системы общего образования Еврейской автономной области и содержит перечень основных мероприятий и механизмов их реализации в 2013 году и на период до 2020 года.

I. Анализ реализации Комплексов мер по модернизации общего
образования Еврейской автономной области в 2011 - 2012 годах

Стратегические приоритеты и цели развития системы общего образования Еврейской автономной области в 2011 - 2012 годах определялись Федеральной целевой программой развития образования на 2011 - 2015 годы, Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, основаны на принципах национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", положениях Указов Президента Российской Федерации (май 2012 года).
В процессе ее реализации в региональной системе общего образования был достигнут ряд институциональных изменений:
- внедрена новая система оплаты труда (НСОТ) педагогических работников;
- работают и совершенствуются механизмы нормативно-подушевого финансирования с доведением норматива до каждого общеобразовательного учреждения;
- в системе в целом и на уровне каждого общеобразовательного учреждения действует механизм государственно-общественного управления;
- сформирована региональная система оценки качества образования и др.

Значения показателей результативности предоставления
субсидии Еврейской автономной области на конец 2011 года

Таблица 1

N
п/п
Наименование показателя результативности предоставления субсидии
Значение показателя результативности предоставления субсидии
План
Факт
1.
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал 2011 г. и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации за 1 квартал 2011 г. (проценты)
91,2
132,2
2.
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты)
12,8
12,91
2.1.
Начальное общее образование (проценты)
29,5
30,88
2.2.
Основное общее образование (проценты)
0
0
2.3.
Среднее (полное) общее образование (проценты)
0
0
3.
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты)
20
24,48
4.
Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей (проценты)
80
80
5.
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты)
2,6
4,05
6.
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов
положительная
положительная

Таблица 2

Значения показателей результативности предоставления
субсидии Еврейской автономной области на конец 2012 года

N
п/п
Наименование показателя результативности предоставления субсидии
Значение показателя результативности предоставления субсидии
План
Факт
1.
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за 4 квартал текущего года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации в прошлом году (проценты)
105,7
120,6
2.
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты)
22,7
25,40
2.1.
Начальное общее образование (проценты)
54,5
54,6
2.2.
Основное общее образование (проценты)
0
0
2.3.
Среднее (полное) общее образование (проценты)
0
0
3.
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты)
16
20,3
4.
Доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений (проценты)
33,7
43
5.
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты)
5,4
5,4
6.
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов
положительная
положительная

Реализация Комплекса мер по модернизации системы общего образования Еврейской автономной области в течение 2011 - 2012 годов проводилась с целью формирования системы, обеспечивающей повышение уровня доступности качественного образования, соответствия региональной системы общего образования требованиям инновационного развития экономики Еврейской автономной области и обеспечена 100-процентным достижением установленных Соглашениями значений показателей, по отдельным позициям отмечается превышение плановых показателей.
В рамках Комплекса мер было обеспечено достижение основного индикативного показателя по повышению уровня заработной платы учителей. Повышение уровня заработной платы учителей общеобразовательных учреждений Еврейской автономной области в 2011 и 2012 годах осуществлялось путем увеличения фонда оплаты труда данной категории работников в среднем на 30 процентов и 32 процента соответственно в следующем порядке:
увеличение базовой части фонда оплаты труда учителей за два года - 16 процентов;
увеличение стимулирующей части фонда оплаты труда учителей - в пределах выделенных средств.
Таким образом, в IV квартале 2011 года средняя заработная плата учителей составила 23303,74 руб. или 110 процентов среднемесячной заработной платы работников в целом по экономике области за 1 квартал 2011 года (план - 91,2 процента), в IV квартале 2012 года - 27645,17 руб. или 120,6 процентов среднемесячной заработной платы работников в целом по экономике области за 2011 год (план - 105,7 процентов). Уровень средней заработной платы учителей в 2012 году сложился в размере 24125,36 руб., что составило 94,6 процента уровня среднемесячной заработной платы работников в целом по области за 2012 год.
По показателю "Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС)" в соответствии с ФГОС внесены изменения в законодательные акты области по регламентации норматива финансирования на одного обучающегося.
Отклонение достигнутых параметров показателя "Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников" на 2,7 процента от плановых обусловлено включением дополнительного контингента обучающихся в возрасте 6,5 лет при зачислении в 1 класс, а также фактическим снижением контингента обучающихся на ступени основного и среднего (полного) общего образования в течение учебного года на 605 чел.
В течение двух лет внеурочная деятельность согласно региональному базисному учебному плану реализуется по 5 направлениям в количестве 9 часов, что нашло свое отражение в нормативе финансирования школ.
Доля обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться учебным оборудованием для практических работ в соответствии с новым ФГОС, составляет 93,35 процента (в 2010 - 16,64 процента).
Доля общеобразовательных учреждений, в которых осуществлена интеграция с системой дополнительного образования (от общего количества общеобразовательных учреждений) достаточна высока и составляет 82,61 процента.
Доля общеобразовательных учреждений, имеющих первую ступень, в которых педагогические и управленческие кадры прошли повышение квалификации для работы по ФГОС НОО (от числа общеобразовательных учреждений, имеющих первую ступень), увеличилась с 44,12 процента до 98,51 процента; доля директоров общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы по ФГОС составляет 90,28 процента, что говорит о готовности педагогических кадров к реализации ФГОС НОО.
В рамках показателя "Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности" в области создана необходимая нормативная база по проведению процедуры аттестации педагогических работников.
Положительное расхождение плановых и достигнутых показателей при аттестации учителей (на 4,3 процента) обусловлено тем, что в регионе созданы необходимые условия как для процедуры аттестации (открытость, доступность), так и для выполнения требований, предъявляемых к первой или высшей квалификационным категориям.
Важно отметить, что усилился процесс пополнения школ поколением молодых учителей. За последние три года в образовательные учреждения области прибыло 165 молодых специалистов, из них в 2012 году - 48 учителей. Доля учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей общеобразовательных учреждений выросла до 17,55 процента (2011 год - 14,72 процента, рост на 2,83 процента).
По показателю "Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей" прошли повышение квалификации 71,37 процента руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений и 100 процентов учителей первых и вторых классов.
Превышение планового показателя повышения квалификации (на 9,3 процента) обосновано тем, что ведущим принципом модернизации системы непрерывного педагогического образования стало активное внедрение различных форм, технологий и моделей повышения квалификации, включая персонифицированную модель. В системе повышения квалификации начали широко использоваться возможности информационно-коммуникационных технологий: система вебинаров, проектно-сетевые формы взаимодействия учителей.
В рамках решения задачи по развитию системы повышения квалификации, профессиональной переподготовки руководителей и учителей общеобразовательных учреждений организована профессиональная переподготовка 40 учителей с присвоением новой квалификации "учитель химии" и "учитель физики" для решения кадровых проблем в малокомплектных общеобразовательных учреждениях и 36 руководителей общеобразовательных учреждений по образовательной программе дополнительного профессионального образования "Менеджмент в образовании".
В рамках показателя "Доля общеобразовательных учреждений, в которых организовано дистанционное обучение" в области решена проблема организации дистанционного обучения детей-инвалидов. Создано образовательное учреждение, где обучается 100 процентов детей-инвалидов от общего числа детей-инвалидов, которым данный вид обучения не противопоказан. Одновременно с этим еще три общеобразовательных учреждения осуществляют дистанционное обучение обучающихся. Таким образом, вышеуказанный показатель достиг запланированного уровня - 5,4 процента.
Наблюдается положительная динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов; доля образовательных учреждений, прошедших обязательное энергетическое обследование и имеющих зарегистрированный энергетический паспорт, составляет 100 процентов.
Два года реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования позволили значительно улучшить условия обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях области.
Дооснащение общеобразовательных учреждений учебным, учебно-лабораторным, спортивным, компьютерным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта, позволило обеспечить:
- масштабную модернизацию компьютерного оборудования в школах: доля общеобразовательных учреждений с обновленным компьютерным оборудованием составила 77 процентов, сократилось число учащихся на 1 компьютер с 14 до 9;
- наличие не менее одного интерактивного комплекса в 100 процентах общеобразовательных учреждений, включая филиалы;
- улучшение состояния предметных кабинетов для начальной школы, физики, химии, технологии, коррекционного обучения;
- обновление спортивного оборудования в 77,7 процента школ с учетом филиалов. Доля учащихся, для которых созданы от 80 процентов до 100 процентов условий для реализации федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, составила 87,71 процента;
- оснащение 100 процентов общеобразовательных учреждений среднего полного общего образования электронными стрелковыми тренажерами.
В 2012 году кардинальным образом решена проблема обеспечения учащихся школьными учебниками, что позволило обеспечить 100 процентов потребности в школьных учебниках по основным предметам.
В текущем году обеспечено достижение 100 процентов обновления парка школьных автобусов.
Приобретение и установка современных комплектов оборудования для школьных столовых позволила увеличить долю детей, обеспеченных качественным питанием, до 95 процентов. Современное технологическое оборудование и отремонтированное помещение столовой имеют 98,59 процента школ (в 2011 году - 92,96 процента).
В рамках осуществления мер, направленных на энергосбережение, в 13 общеобразовательных учреждениях (18 процентов от общего количества школ) произведена 100-процентная замена деревянных конструкций окон на энергосберегающие пластиковые стеклопакеты.
Реализация комплекса мер по модернизации системы образования позволила увеличить долю обучающихся, которым предоставлены от 80 процентов до 100 процентов современных условий обучения (в общей численности обучающихся по основным программам общего образования), за два года с 60,7 процента до 88,67 процента.

Таблица 3

Объемы финансирования мероприятий комплекса мер по
модернизации в 2012 году системы общего образования
Еврейской автономной области, тысяч рублей

N
п/п
Мероприятие
Объемы финансирования
Всего
В том числе
Федеральный бюджет (субсидия)
Бюджет субъекта Российской Федерации
Всего
Региональный бюджет
Местные бюджеты
Внебюджетные источники
план
факт
план
факт
план
факт
план
факт
план
факт
план
факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
1.
Приобретение оборудования,
в том числе:
45909,00
41680,4
44409,00
40168,2
1500,00
1500,00
1500,00
1500,00
0
0
0
0
1.1.
Учебно-лабораторное оборудование
18138,00
12095,4
18138,00
12083,2
0
0
0
0
0
0
0
0
1.2.
Учебно-производственное оборудование
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1.3.
Спортивное оборудование для общеобразовательных учреждений
5790,00
5900,2
4290,00
4400,2
1500,00
1500,00
1500,00
1500,00
0
0
0
0
1.4.
Спортивный инвентарь для общеобразовательных учреждений
0
7,4
0
7,4
0
0
0
0
0
0
0
0
1.5.
Компьютерное оборудование
15021,00
15680,4
15021,00
15680,4
0
0
0
0
0
0
0
0
1.6.
Оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся
0
169,6
0
169,6
0
0
0
0
0
0
0
0
1.7.
Оборудование для школьных столовых
6960,0
7565,1
6960,0
7565,1
0
0
0
0
0
0
0
0
1.8.
Оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся
0
262,3
0
262,3
0
0
0
0
0
0
0
0
2.
Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся
3800,00
3800,00
0
0
3800,00
3800,00
3800,00
3680,8
0
119,2
0
0
3.
Пополнение фондов школьных библиотек
21970,00
21925,6
21970,00
21925,6
0
0
0
0
0
0
0
0
4.
Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования)
2340,00
10873,8
2340,00
10791,0
0
0
0
0
0
0
0
0
5.
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей
2530,00
1047,1
2430,00
947,1
100,00
100,00
100,00
100,00
0
0
0
0
6.
Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся,
в том числе:
4404,00
4404,00
0
0
4404,00
4404,00
4404,00
4404,00
0
0
0
0
6.1.
Увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика
4404,00
4404,00
0
0
4404,00
4404,00
4404,00
4404,00
0
0
0
0
6.2.
Обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
7.
Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования
40029,00
40351,1
40029,00
40351,1
0
0
0
0
0
0
0
0
8.
Проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений
3100,00
0
3100,00
0
0
0
0
0
0
0
0
0
9.
Проведение реконструкции зданий общеобразовательных учреждений
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0

ИТОГО
124082,00
124082,00
114278,00
114183,0
9804,00
9804,00
9804,00
9684,8
0
119,2
0
0

Использование средств федерального бюджета по отношению к плановым назначениям составило 99,917 процента. Снижение фактического расхода в размере 95,0 тыс. рублей связано с образованием экономии, сложившейся по результатам проведения аукционов на приобретение учебно-лабораторного оборудования на сумму 12,2 тыс. рублей, а также на проведение текущего ремонта с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся на сумму 82,8 тыс. рублей.
Комплекс мер позволил получить следующие социальные эффекты модернизации образования:
- увеличение заработной платы учителей;
- дальнейшее развитие современных экономических механизмов: новая система оплаты труда, ориентированная на качество работы учителей, и нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений;
- улучшение условий для оказания образовательных услуг, обеспечивающих получение качественного общего образования детьми независимо от места их проживания;
- совершенствование образовательной инфраструктуры, вследствие чего возрастает статус школы как общественного института и ее притягательность как одного из центров социальной жизни;
- оснащение школы современным оборудованием повысило привлекательность образовательного процесса для обучающихся, усилив тем самым их учебную мотивацию;
- совершенствование областной системы оценки качества образования в связи с необходимостью проведения более открытой и качественной оценки деятельности педагогов и обучающихся;
- повышение мотивации педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений к повышению своей квалификации;
- увеличение доступности использования электронных ресурсов и информационных технологий в образовательном процессе; расширяется основа для дальнейшей информатизации образования, в частности, перехода на электронный документооборот;
- развитие государственно-общественных механизмов управления образованием в связи с возросшей информированностью всех участников образовательного процесса и общества в целом о ситуации в образовании.
Кроме того, о положительных результатах модернизации образования можно говорить, основываясь на мнении самих жителей области.
В феврале 2012 года в рамках социологического опроса по оценке уровня удовлетворенности населения социальной политикой органов исполнительной власти, проведенного ФГБУ "Институт комплексного анализа региональных проблем" Дальневосточного отделения Российской академии наук, был проведен опрос населения по удовлетворенности уровнем и качеством услуг в сфере образования.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что 70 процентов опрошенных удовлетворены состоянием общего образования, предоставляемого в школах Еврейской автономной области, 49,9 процента - качеством преподавания в школах.
В феврале 2012 года проведено анкетирование по изучению родительского мнения о введении ФГОС НОО в общеобразовательных учреждениях Еврейской автономной области. В анкетировании принимали участие 899 родителей обучающихся 1-х классов из всех школ Еврейской автономной области, что составляет 45 процентов от всех родителей.
Результаты исследования показали:
повышение оценки родителями удовлетворенности от условий образования в школе, где обучаются дети, с 53,5 процента в 2011 году до 78 процентов в 2012 году;
учет мнения родителей при организации внеурочной деятельности (кружков, секций, клубов, общественно полезных практик, экскурсий и др.) в образовательном учреждении или в целом, при проектировании основной образовательной программы школы - 91,7 процента;
66,7 процента родителей присутствуют на мероприятиях при реализации внеурочной деятельности или основной образовательной программы школы в целом, а 26 процентов участвуют в организации мероприятий;
позитивное отношение родительской общественности ко всем аспектам новых образовательных стандартов: 55,3 процента респондентов имеют полное представление о преобразованиях в системе общего образования в связи с введением ФГОС НОО.
В целом анализ полученных в ходе исследования данных позволяет говорить о положительных социальных эффектах, связанных с реализацией комплекса мер по модернизации региональной системы общего образования.
Таким образом, в настоящее время на образовательном пространстве области приняты к реализации инновационные идеи и подходы, отработаны эффективные модели осуществления необходимых изменений: нормативное подушевое финансирование, новая система оплаты труда, модернизация системы аттестации и повышения квалификации педагогических работников, развитие системы независимой оценки качества образования, совершенствование системы поддержки талантливых детей, реализация ФГОС НОО и другие.
Однако остается ряд проблем, от решения которых зависит дальнейшее продвижение в развитии системы общего образования области.
Условия предоставления образовательных услуг в общеобразовательных учреждениях еще не в полной мере соответствуют современным требованиям в 11 процентах общеобразовательных учреждений.
Большинство зданий общеобразовательных учреждений (90 процентов) построены до 1995 года. Их помещения, оконные блоки изношены, что не позволяет эффективно решать вопросы энергосбережения.
Проведенный мониторинг по вопросу оснащенности общеобразовательных учреждений области персональными компьютерами показал, что количество компьютеров за последние годы возросло, но между тем процесс обновления компьютерной техники в общеобразовательных учреждениях не соответствует темпам ее модернизации в 23 процентах общеобразовательных учреждений.
Недостаточность ресурсов для обеспечения широкополосного доступа общеобразовательных учреждений к информационно-телекоммуникационной сети Интернет (7,04 процента общеобразовательных учреждений имеют широкополосный доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет со скоростью подключения от 2 Мб/сек).

II. Меры по модернизации общего образования
Еврейской автономной области в 2013 году

Основной целью реализации Комплекса мер в 2013 году является дальнейшая модернизация системы общего образования области, направленная на повышение качества образования и социального статуса учителя.
В ходе реализации Комплекса мер в 2013 году запланированы следующие мероприятия:
обеспечение роста заработной платы педагогических работников и доведение ее до средней заработной платы по региону.
Для достижения данной цели объем финансовых средств областного бюджета по отрасли "Образование" в 2013 году увеличен на 145,8 млн. рублей.
Дополнительные средства будут направлены на:
- увеличение с 1 января 2013 года объема выплат стимулирующего характера учителям;
- повышение с 1 января 2013 года заработной платы педагогических работников через увеличение стоимости бюджетной образовательной услуги.
В рамках решения задач по обеспечению качества предоставления образовательных услуг и улучшению условий обучения для качественного оказания образовательных услуг общеобразовательными учреждениями планируется:
1. Дооснащение общеобразовательных учреждений учебным, учебно-лабораторным, спортивным, компьютерным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта, обеспечения проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся и оборудованием для школьных столовых:
- модернизация компьютерных классов, в том числе модернизация компьютерной техники центра дистанционного образования для детей-инвалидов (доля общеобразовательных учреждений с обновленным компьютерным оборудованием составит 100 процентов);
- приобретение предметных кабинетов для начальной ступени образования в общеобразовательных учреждениях для обеспечения реализации федеральных государственных образовательных стандартов;
- приобретение спортивного оборудования для школьных стадионов (доля общеобразовательных учреждений с обновленным спортивным оборудованием с учетом филиалов составит 100 процентов);
- приобретение оборудования для школьных столовых (доля детей, обеспеченных качественным питанием, должна быть не ниже 95 процентов).
2. Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся в связи с реорганизацией общеобразовательных учреждений и необходимостью обновления парка школьных автобусов (обеспечение 100 процентов безопасного подвоза в базовые школы, обучающие детей из других населенных пунктов).
3. Пополнение фондов школьных библиотек (достижение 100 процентов обеспечения обучающихся учебниками).

4. Увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика в 31 общеобразовательном учреждении (43 процента от общего количества школ) с целью организации в общеобразовательных учреждениях них электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждому обучающемуся на ступени среднего (полного) общего образования будет предоставлена возможность выбора необходимого профиля обучения, в том числе и через использование электронных средств обучения и дистанционных образовательных технологий.
В рамках решения задачи по развитию системы повышения квалификации, профессиональной переподготовки руководителей и учителей общеобразовательных учреждений для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, организации профессионального развития педагогических и руководящих кадров планируется:
1. Организовать повышение квалификации учителей начальной и основной школы к работе по ФГОС. Все педагоги 1 - 9 классов общеобразовательных учреждений области освоят необходимую программу повышения квалификации или переподготовки.
2. Организовать профессиональную переподготовку руководителей общеобразовательных учреждений по образовательной программе дополнительного профессионального образования "Менеджмент в образовании".
В рамках решения задачи по повышению энергоэффективности при эксплуатации зданий и помещений общеобразовательных учреждений планируется:
1. Замена оконных блоков в 11,2 процента общеобразовательных учреждений с целью повышения энергоэффективности при эксплуатации зданий и помещений.
Будет продолжена работа по приведению общеобразовательных учреждений области в соответствие с требованиями СанПиН и материально-техническими условиями введения ФГОС. В 100 процентах школ будут созданы необходимые современные, в том числе бытовые, условия организации образовательного процесса.
Данные мероприятия Комплекса мер осуществляются в соответствии с планом действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" на период 2011 - 2015 годов в области, утвержденным распоряжением правительства области от 08.10.2010 № 132-рп "О плане действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", на период 2011 - 2015 годов в Еврейской автономной области".
В результате реализации Комплекса мер в 2013 году предполагается достижение следующих показателей:

Таблица 4

Планируемые показатели результативности предоставления
субсидии Еврейской автономной области на конец 2013 года

N
п/п
Наименование показателя результативности предоставления субсидии
Значение показателя результативности предоставления субсидии на конец 2013 года
1.
Соотношение среднемесячной заработной платы педагогических работников в субъекте Российской Федерации за 2013 год и среднемесячной годовой заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации за аналогичный период (проценты)
100
2.
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты)
34,1
2.1.
Начальное общее образование (проценты)
78
2.2.
Основное общее образование (проценты)
0
2.3.
Среднее (полное) общее образование (проценты)
0
3.
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты)
64
4.
Доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений (проценты)
78
5.
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты)
8,3
6.
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов
положительная

Таблица 5

Объемы финансирования мероприятий комплекса мер по
модернизации в 2013 году системы общего образования
Еврейской автономной области, тысяч рублей

N
п/п
Мероприятие
Объемы финансирования
Всего
В том числе
Федеральный бюджет (субсидия)
Бюджет субъекта Российской Федерации
Всего
Региональный бюджет
Местные бюджеты
Внебюджетные источники
1
2
3
4
5
6
7
8
1.
Приобретение оборудования,
в том числе:
14901,0
14241,0
660,0
660,0
0
0
1.1.
Учебно-лабораторное оборудование
6250,0
6250,0
0
0
0
0
1.2.
Учебно-производственное оборудование
0
0
0
0
0
0
1.3.
Спортивное оборудование для общеобразовательных учреждений
1430,0
770,0
660,0
660,0
0
0
1.4.
Спортивный инвентарь для общеобразовательных учреждений
0
0
0
0
0
0
1.5.
Компьютерное оборудование
1620,0
1620,0
0
0
0
0
1.6.
Оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся
0
0
0
0
0
0
1.7.
Оборудование для школьных столовых
4575,0
4575,0
0
0
0
0
1.8.
Оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся
1026,0
1026,0
0
0
0
0
2.
Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся
3890,0
3890,0
0
0
0
0
3.
Пополнение фондов школьных библиотек
9000,0
9000,0
0
0
0
0
4.
Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования)
0
0
0
0
0
0
5.
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей
183,0
133,0
50,0
50,0
0
0
6.
Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся,
в том числе:
5352,0
2080,0
3272,0
3272,0
0
0
6.1.
Увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика
5352,0
2080,0
3272,0
3272,0
0
0
6.2.
Обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов
0
0
0
0
0
0
7.
Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования
46310,0
46310,0
0
0
0
0
8.
Проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений
0
0
0
0
0
0
9.
Проведение реконструкции зданий общеобразовательных учреждений
0
0
0
0
0
0

ИТОГО
79636,0
75654,0
3982,0
3982,0
0
0

На территории Еврейской автономной области нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений введено с 1 января 2005 года. Порядок определения норматива финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений области на реализацию государственного стандарта общего образования установлен законом области от 11.02.2009 № 512-ОЗ "Об установлении норматива финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений Еврейской автономной области на реализацию государственного стандарта общего образования".
В соответствии с вышеуказанным законом нормативы финансирования ежегодно утверждаются по ступеням обучения для общеобразовательных учреждений (обычные классы, коррекционные классы), вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений, на основании которых производится расчет объема субвенций, предаваемых бюджетам муниципальных образований Еврейской автономной области на реализацию государственного стандарта общего образования.
В 2008 году на территории Еврейской автономной области начал реализовываться комплексный проект модернизации образования, включающий изменение системы оплаты труда и повышение доходов учителей. Таким образом, возникла необходимость пересмотра отдельных позиций указанного закона области.
Так, с 1 января 2008 года введены нормативы финансирования для учащихся, индивидуально обучающихся на дому, на получение дошкольного образования в начальных школах, для малокомплектных школ, а также коэффициент увеличения фонда оплаты труда на введение ставок педагогов-психологов и социальных педагогов. Также утвержден норматив расходов на обеспечение школ учебниками, что впервые дало возможность целенаправленно планировать работу в данном направлении деятельности общеобразовательных учреждений. В дальнейшем был утвержден норматив для школ, не обеспеченных достаточными финансовыми средствами в пределах норматива и расположенных в населенных пунктах, откуда подвоз детей в другие общеобразовательные учреждения затруднен или невозможен.
В этом же году в общеобразовательных учреждениях Еврейской автономной области была введена новая система оплаты труда, созданы все правовые и нормативные условия и в полном объеме внедрены механизмы, обеспечивающие реализацию основных принципов новой системы оплаты труда, предусмотренных модельной методикой Министерства образования и науки Российской Федерации.
Новые принципы оплаты труда тесно связаны с изменением механизма финансирования школ. С 1 января 2009 года норма закона, разрешающая в адаптационный период перераспределение средств между школами в рамках общего объема субвенций, была отменена. Таким образом, начиная с 2009 года объем финансового обеспечения школ области определяется исходя из численности обучающихся и размеров нормативов, утвержденных вышеуказанным законом области, финансирование общеобразовательных учреждений осуществляется по нормативному подушевому принципу.
Наиболее значимой проблемой реализации данного направления явилось сохранение объемов финансирования общеобразовательных учреждений области в условиях перехода на новую систему оплаты труда при общем сокращении численности учащихся, а также решение вопроса об увеличении стимулирующей части фонда оплаты труда в условиях нормативного финансирования.
В целях увеличения фонда оплаты труда учителей, а также высвобождения средств на увеличение стимулирующей части фонда оплаты труда муниципальными отделами образований проведена работа по оптимизации штатных расписаний данных учреждений, а также найдены оптимальные варианты реструктуризации сети общеобразовательных учреждений области.
В связи с введением нового механизма финансирования общеобразовательных учреждений области на нормативной основе оснащение учебного процесса учреждений увеличилось на 12% - 25% в зависимости от количества учащихся в отдельно взятом учреждении.
Говоря о системных эффектах, полученных в ходе реализации данных направлений деятельности, необходимо отметить, что введение нормативного подушевого финансирования и новой системы оплаты труда привело к серьезным изменениям в системе финансирования.
Фактически школам области предоставлена возможность получения полной финансовой самостоятельности, эффективного использования бюджетных средств в соответствии с конкретными условиями функционирования.
Финансовый норматив доводится до каждого общеобразовательного учреждения в полном объеме в качестве гарантии бюджетного обеспечения образовательного процесса и возможности бюджетного планирования развития образовательных учреждений на муниципальном уровне.
Учтены проблемы сельских малокомплектных школ.
Введение ограничения по перераспределению средств между школами на основе норматива финансирования, а также введение новой системы оплаты труда стало основным фактором в работе общеобразовательных учреждений по определению политики финансового обеспечения каждой школы, формированию структуры штатного расписания, а также проведению мероприятий по обеспечению экономической целесообразности оптимизации сети общеобразовательных учреждений.
Преодолен уравнительный подход к повышению заработной платы, сформировано адекватное отношение к основному принципу новой системы оплаты труда - дифференцированному росту заработной платы, связанному с показателями напряженности, интенсивности, а также качества и результативности труда.
В области будет продолжена работа по привлечению и закреплению молодых учителей в общеобразовательных учреждениях.
Для решения данной задачи реализуются следующие мероприятия:
- установлена ежемесячная надбавка в размере 30 процентов к окладам (должностным окладам) молодых специалистов в течение трех лет с момента окончания учебного заведения;
- предоставлена единовременная денежная выплата молодым специалистам в соответствии с законом области от 25.04.2012 № 59-ОЗ "О дополнительных мерах по привлечению молодых специалистов для работы в Еврейской автономной области";
- возмещаются расходы, связанные с оплатой отопления и освещения жилого помещения, учителям, проживающим и работающим в сельской местности, в соответствии с законом области от 01.03.2011 № 902-ОЗ "О компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан", постановлением правительства области от 28.05.2012 № 248-пп "Об утверждении Порядка компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан";
- реализация областной целевой программы "Социальное развитие села" на 2009 - 2012 годы позволила оказать социальную поддержку 10 семьям из числа учителей, проживающим в сельской местности области, в виде безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья для учителей, проживающих в сельской местности. Предоставляемая субсидия составляет около 70 процентов от стоимости строящегося или приобретаемого жилья;
- на муниципальном уровне приняты соответствующие нормативные правовые акты, предусматривающие дополнительные меры, направленные на привлечение молодых учителей в общеобразовательные учреждения;
- осуществление мероприятий, направленных на повышение престижа профессии "учитель" (информирование о лучших педагогических практиках и результатах деятельности учителей, организация профессиональных конкурсов, организация работы "Школы молодого учителя" и т.д.);
- предоставление молодым учителям учебных кабинетов, оборудованных согласно современным требованиям.
В итоге число молодых специалистов со стажем работы до 5 лет за последние три года увеличилось с 8 процентов до 11,5 процента.
Реализация Комплекса мер в 2013 году обеспечит продвижение в решении задач модернизации системы общего образования области, а именно:
- совершенствования инфраструктуры общеобразовательных учреждений, улучшения условий обучения обучающихся в общеобразовательных учреждениях области;
- совершенствования новых финансово-экономических моделей в системе образования;
- формирования сети школ, включающей базовые школы и филиалы, соединенные системой дистанционного образования;
- качественной реализации ФГОС;
- дальнейшего развития кадрового ресурса системы общего образования, увеличение доли учителей, прошедших обучение по новым адресным моделям повышения квалификации и имевших возможность выбора программ обучения, в общей численности учителей до 50 процентов;
- использования в качестве опоры потенциала учителей, их вовлечение в процессы преобразования, в том числе увеличение доли учителей, участвующих в деятельности профессиональных сетевых сообществ и саморегулируемых организаций и регулярно получающих в них профессиональную помощь и поддержку, в общей численности учителей;
- сокращения объемов и видов отчетности, предоставляемых общеобразовательными учреждениями за счет использования электронного документооборота;
- сокращения потребления всех видов топливно-энергетических ресурсов.
В 2013 году в рамках реализации Комплекса мер будет продолжена отработка механизмов финансирования общеобразовательных учреждений в форме субсидий в рамках Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Продолжится работа по созданию в каждой школе современных условий обучения: проведение текущего ремонта, постепенное обеспечение каждой школы водопроводом, канализацией и туалетами. Кроме того, мы должны обеспечить возможность каждому ученику старших классов возможность выбора необходимого профиля обучения, в том числе с использованием электронных средств обучения и дистанционных технологий.
Реализация Комплекса мер будет осуществляться в рамках действующей системы управления.
Комплекс мер будет сопровождаться деятельностью по информированию профессионально-педагогического сообщества, общественности, заинтересованных исполнительных органов власти и проходить этапы обсуждения и согласования со всеми участниками образовательного процесса.

III. Основные направления модернизации общего образования
Еврейской автономной области на период до 2020 года

Основные направления модернизации региональной системы общего образования на период до 2020 года, ее результаты, качественные параметры и характеристики определяются Стратегией социально-экономического развития Еврейской автономной области до 2020 года (утверждена постановлением правительства Еврейской автономной области от 20.03.2012 № 118-пп).
Результатом осуществления поэтапных модернизационных процессов, направленных на обеспечение реализации в Еврейской автономной области задач государственной программы "Развитие образования в Российской Федерации" должна стать сформированная областная система общего образования, в которой:
действуют механизмы, обеспечивающие равенство доступа к качественным образовательным услугам;
завершается внедрение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, обеспечение компетентностного подхода, обеспечивающего базовые академические знания, формирование позитивного социального опыта;
создана в регионе система поддержки школ и педагогов, обучающих детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, детей из семей мигрантов, детей, сталкивающихся со сложностями в освоении учебных предметов и т.д.;
обеспечена готовность общеобразовательных учреждений к функционированию в высокотехнологичном обществе, развивается система профильного обучения на старшей ступени образования на основе индивидуальных учебных планов, в том числе с помощью использования дистанционных форм образования;
развиваются модели безопасного образования, гарантирующие права ребенка на индивидуальное развитие и здоровьесбережение;
реализуются мероприятия, направленные на формирование социальных компетентностей и гражданских установок у выпускников общеобразовательных учреждений;
развивается областная система дополнительного образования, создана система выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
запущена эффективная модель областной системы оценки качества образования;
совершенствуются организационно-управленческие и финансово-экономические условия развития системы образования;
уровень средней заработной платы педагогических работников находится на уровне средней заработной платы по экономике области;
реализуются модели повышения квалификации педагогических работников, предполагающие индивидуализацию траекторий профессионального развития педагогов, построенных на основе практик сотрудничества учителей и образовательных учреждений: поддержка стажировок педагогов на площадках, где транслируются лучшие образовательные практики;
развиты институты государственно-общественного управления образованием;
развита система открытого электронного мониторинга и обязательной публичной отчетности образовательных учреждений;
развивается сеть учреждений дошкольного образования с учетом их видового многообразия и альтернативных форм дошкольного образования;
реализуются мероприятия по повышению качества профессионального образования и оснащению новым оборудованием учреждений среднего профессионального образования.
Целевыми показателями достижения стратегических результатов развития системы общего образования станут:
рост удовлетворенности населения качеством общего образования до 75 процентов (от числа опрошенных);
увеличение доли бюджетных и автономных общеобразовательных учреждений в общей численности общеобразовательных учреждений;
среднемесячная заработная плата педагогических работников достигает средней заработной платы по экономике области;
увеличение доли обучающихся, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями до 95 процентов, в общей численности обучающихся;
оборудование 100 процентов общеобразовательных учреждений области теплыми туалетами;
увеличение доли обучающихся (по ступеням общего образования), обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности обучающихся (по ступеням общего образования) до 95 процентов;
повышение удельного веса детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях до 65 процентов;
повышение доли детей, включенных в систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, в общей численности детского населения школьного возраста до 35 процентов;
повышение удельного веса детей и молодежи, обучающихся по программам дополнительного образования (в процентном отношении от общего числа обучающихся в возрасте до 18 лет), до 80 процентов;
повышение удельного веса численности педагогических и руководящих работников, прошедших курсы повышения квалификации в установленные сроки, до 95 процентов;
рост доли учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей до 25 процентов;
увеличение доли общеобразовательных учреждений, в которых используются информационные системы управления деятельностью, до 80 процентов;
увеличение доли общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, до 20 процентов в общей численности общеобразовательных учреждений;
увеличение доли семей при наличии доступа к информационным сетям, имеющих возможность оперативно в электронном виде получать информацию об успеваемости своих детей, до 70 процентов от общей численности семей, имеющих детей школьного возраста;
обеспечение положительной динамики снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов в общеобразовательных учреждениях.
Основными механизмами модернизации региональной системы общего образования до 2020 года, обеспечивающими достижение планируемых результатов, станут:
- участие в реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы в сфере общего образования;
- участие в реализации мероприятий федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года" (реконструкция и строительство общеобразовательных учреждений на территории Еврейской автономной области);
- программно-целевой метод планирования бюджета и финансирования мероприятий программы, направленных на модернизацию региональной системы образования.


------------------------------------------------------------------