Решение Собрания депутатов муниципального образования "Ленинский муниципальный район" ЕАО от 27.12.2013 N 108 "Об утверждении муниципальной ведомственной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергоэффективности на территории муниципального образования "Ленинский муниципальный район" на 2014 - 2015 годы"



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ "ЛЕНИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН"
ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ

РЕШЕНИЕ
от 27 декабря 2013 г. № 108

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ НА
ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЛЕНИНСКИЙ
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН" НА 2014 - 2015 ГОДЫ

В соответствии с Уставом муниципального образования "Ленинский муниципальный район", в целях обеспечения рационального использования топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий Собрание депутатов

РЕШИЛО:

1. Утвердить прилагаемую муниципальную ведомственную целевую программу "Энергосбережение и повышение энергоэффективности на территории муниципального образования "Ленинский муниципальный район" на 2014 - 2015 годы (далее - программа).
2. Главе администрации муниципального района обеспечить реализацию настоящей программы в пределах средств, предусмотренных бюджетом муниципального района.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по социальным вопросам, охране общественного порядка и вопросам природопользования и экологии (Н.Б.Акентьева).
4. Опубликовать настоящее решение в газете "Амурская нива".
5. Настоящее решение вступает в силу после дня его официального опубликования.

Председатель Собрания депутатов
А.Б.ЧЕРНУХА





УТВЕРЖДЕНА
решением
Собрания депутатов
от 27.12.2013 № 108

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ НА
ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЛЕНИНСКИЙ
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН" НА 2014 - 2015 ГОДЫ

1. Паспорт программы

Наименование программы
"Энергосбережение и повышение энергоэффективности на территории муниципального образования "Ленинский муниципальный район" на 2014 - 2015 годы
Наименование заказчика программы
Администрация Ленинского муниципального района Еврейской автономной области
Основные разработчики программы
Хабаровский Центр научно-технической информации (ЦНТИ) - Филиал федерального государственного учреждения "Российское энергетическое агентство" Минэнерго России
Цель программы
Обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий на основе широкомасштабного внедрения наиболее энергоэффективных технологий, повышения энергетической эффективности по всем направлениям деятельности в муниципальном районе.
Обеспечение снижения к 2020 году удельных показателей энергоемкости и энергопотребления экономики и организаций на 40 процентов, создание условий для перевода экономики и бюджетной сферы муниципального района на энергосберегающий путь развития
Основные задачи программы
Обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности энергопотребления в ключевых секторах экономики муниципального района, в том числе за счет запуска механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, реализации типовых энергосберегающих проектов, активизирующих деятельность хозяйствующих субъектов и населения по реализации потенциала энергосбережения;
обеспечение устойчивого роста производства энергоресурсов (электроэнергии) на основе использования возобновляемых источников энергии
Сроки и этапы реализации программы
2014 - 2015 годы, в два этапа
Исполнители основных мероприятий программы
Муниципальные организации и бюджетные учреждения муниципальной принадлежности, энергосервисные компании
Объемы финансирования программы
75,6 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 75,6 тыс. рублей
Источники финансирования программы
Бюджет муниципального района
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
Целевые показатели охвата муниципальной программой объектов бюджетной сферы.
Доля бюджетных учреждений, оборудованных приборами учета электроэнергии, тепловой энергии, холодной и горячей воды, в общем количестве бюджетных учреждений:
2014 г. - 30% от общего количества объектов;
2015 г. - 100% от общего количества объектов.
Наличие в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, муниципальных унитарных предприятиях энергетических паспортов (энергетических обследований):
2014 год - 100% от количества объектов.
Создание муниципальной нормативно-правовой базы по энергосбережению и стимулированию повышения энергоэффективности

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Основной проблемой, решению которой способствует программа, является оптимизация коммунальной инфраструктуры бюджетного сектора муниципального района в соответствии с потреблением на текущий момент и перспективным потреблением до 2020 года. Реализация программных мероприятий позволит преодолеть барьеры социально-экономического развития территорий, вызванных старением коммунальной инфраструктуры и внутренних систем энерго-, тепло- и водоснабжения.
Мероприятия программы сбалансированы, охватывают основные отрасли экономики муниципального района, в том числе бюджетный сектор, и должны стать не только инструментом повышения эффективности использования энергоресурсов, но и одним из базовых элементов технологического перевооружения систем ресурсоснабжения. Вопросы энергосбережения и повышения энергетической эффективности сформулированы в основном стратегическом документе, определяющем приоритетные социально-экономические задачи Российской Федерации на долгосрочную перспективу, - Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
В бюджетных учреждениях остаются недофинансированы расходы по содержанию систем ресурсоснабжения, отсутствует практика эффективного использования ресурсов. До вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не работали механизмы использования полученной экономии энергоресурсов. При наступлении аварий и критических ситуаций выделялись средства из муниципального или регионального бюджетов для ремонта изношенной инфраструктуры.
Тем не менее конечные цели реформы - оптимизация затрат на потребление ресурсов в бюджетном секторе - на сегодняшний день не достигнуты.
Одиночное протяжение уличной водопроводной сети района составило 11,9 километра, из которых 76% сетей нуждаются в замене.
В результате накопленного износа растет количество инцидентов и аварий в системах тепло-, электро- и водоснабжения, увеличиваются сроки ликвидации аварий и стоимость ремонтов. Модернизация водопроводной и канализационной систем - острейшая проблема, к решению которой необходимо приступать в краткосрочной перспективе.
Необходимость кардинально повысить эффективность потребления энергии как фактора, определяющего конкурентоспособность страны и ее регионов, была определена Указом Президента Российской Федерации от 04.06.2008 № 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики".
В рамках этой работы разработан и принят Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и План мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 1830-р.
В этих условиях одной из основных угроз социально-экономическому развитию муниципального образования "Ленинский муниципальный район" становится снижение конкурентоспособности предприятий, отраслей экономики муниципального района, эффективности муниципального управления, вызванное ростом затрат на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, опережающих темпы экономического развития. Это приведет к следующим негативным последствиям:
- снижению эффективности бюджетных расходов, вызванному ростом доли затрат на оплату коммунальных услуг в общих затратах на муниципальное управление;
- опережающему росту затрат на оплату коммунальных ресурсов в расходах на содержание муниципальных бюджетных организаций здравоохранения, образования, культуры и т.п. и вызванному этим снижению эффективности оказания услуг.
В этих условиях для улучшения ситуации с энергосбережением основным инструментом управления энергосбережением является программно-целевой метод, предусматривающий разработку целевых программ энергосбережения.
Необходимость решения проблемы энергосбережения программно-целевым методом обусловлена следующими причинами:
1) невозможностью комплексного решения проблемы в требуемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма;
2) комплексным характером проблемы и необходимостью координации действий по ее решению;
3) недостатком средств местного бюджета для финансирования всего комплекса мероприятий по энергосбережению и необходимостью координации действий и ресурсов органов местного самоуправления;
4) необходимостью обеспечить выполнение задач социально-экономического развития, поставленных на федеральном, региональном и местном уровне;
5) необходимостью повышения эффективности расходования бюджетных средств и снижения рисков развития муниципального района.
Повышение эффективности использования энергии и других видов ресурсов требует координации действий поставщиков и потребителей ресурсов, выработки общей технической политики, согласования договорных условий, сохранения баланса и устойчивости работы технических систем и т.п. Интересы участников рыночных отношений при этом не совпадают, а часто прямо противоположны, что требует участия в процессе третьей стороны в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеющих полномочия в сфере регулирования электроэнергетики и коммунальных услуг.
Для осуществления контроля над выполнением мероприятий программы, оценки эффективности выделения средств и тиражирования лучшего опыта Правительством Российской Федерации создается система мониторинга реализации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Система должна обеспечивать возможность мониторинга хода выполнения мероприятий программы (целевых показателей и индикаторов) на основе фактических данных потребления энергоресурсов, получаемых от ответственных за энергоэффективность по объекту.
Основные риски, связанные с реализацией программы, определяются следующими факторами:
- ограниченностью источников финансирования программных мероприятий;
- неразвитостью механизмов привлечения средств на финансирование энергосберегающих мероприятий.
В настоящее время создание условий для повышения эффективности использования энергии и других видов ресурсов становится одной из приоритетных задач социально-экономического развития муниципального образования "Ленинский муниципальный район".
Создана рабочая группа по разработке, корректировке и реализации программы, на муниципальном уровне, которая организовывает работу по достижению целевых индикаторов программы, обеспечивает контроль выполнения мероприятий, своевременно выявляет риски реализации программы и предпринимает меры по их снижению.

3. Цели, задачи, этапы и сроки реализации программы

Основной целью программы является повышение энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов и оптимизация потребления энергоресурсов всеми группами потребителей муниципального образования "Ленинский муниципальный район" за счет снижения к 2020 году удельных показателей энергоемкости и энергопотребления, создание условий для перевода экономики и бюджетной сферы района на энергосберегающий путь развития.
Для достижения поставленной цели в ходе реализации программы необходимо решить следующие задачи:
1) проведение комплекса организационно-правовых мероприятий по управлению энергосбережением, в том числе создание системы показателей, характеризующих энергетическую эффективность при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов, их мониторинга.
Для этого в предстоящий период необходимы:
реализация пилотных проектов по основным направлениям программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в муниципальном районе;
разработка схем и применение энергосервисных договоров при поставке топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, направленных на стимулирование энергосбережения;
создание и внедрение системы мониторинга реализации мероприятий программы, информационное обеспечение деятельности ответственных за энергоэффективность;
подготовка кадров в области энергосбережения;
2) расширение практики применения энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте объектов бюджетной сферы;
3) проведение энергетических обследований, составление энергетических паспортов во всех учреждениях и предприятиях, подлежащих обязательному энергетическому обследованию;
4) обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов. Создание системы мониторинга реализации мероприятий энергосбережения на каждом объекте, включенном в программу. Необходимо оснастить приборами учета коммунальных ресурсов и устройствами регулирования потребления тепловой энергии все органы местного самоуправления, муниципальные учреждения, муниципальные унитарные предприятия и перейти на расчеты между организациями муниципальной бюджетной сферы и поставщиками коммунальных ресурсов только по показаниям приборов учета.
Поставленная цель и решаемые в рамках программы задачи направлены на повышение эффективности использования энергетических ресурсов при их потреблении. Проведенный анализ муниципальных целевых программ позволяет сделать вывод, что указанные цели и задачи решаются впервые и программа не дублирует цели и задачи других утвержденных и действующих муниципальных целевых программ.
Достижение поставленной цели не решает в полной мере проблему высокой энергоемкости бюджетной сферы и экономики муниципального района, но позволит создать к 2020 году условия для перевода экономики и бюджетной сферы муниципального района на энергосберегающий путь развития и значительно снизить негативные последствия роста тарифов на основные виды топливно-энергетических ресурсов.
Основными индикаторами выполнения программы (в части реализации энергоэффективных мероприятий и проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, без учета мероприятий и проектов по возобновляемым источникам энергии), позволяющими осуществлять мониторинг прогресса в достижении установленной цели программы, являются:
обеспечение годовой экономии электрической энергии в размере не менее 2 тыс. кВт.ч;
получение суммарной экономии средств бюджетов всех уровней на приобретение и субсидирование приобретения энергоресурсов в размере не менее 8 тыс. руб.;
обеспечение масштабного внедрения новых ресурсосберегающих технологий в различных секторах экономики, применение которых позволит получить эффект и за пределами 2015 года.

4. Система программных мероприятий

N
п/п
Наименование программных мероприятий
Затраты, всего (тыс. руб.)
Сроки исполнения
Исполнители
1.
Замена оконных блоков на современные энергосберегающие в здании по ул. Пограничной, 32
75,6
3 квартал 2014 г.
Отдел по дорожной деятельности и энергетике

5. Ресурсное обеспечение программы

Общий объем финансирования программы составляет 75,6 тыс. рублей за счет средств бюджета муниципального района.

6. Оценка эффективности реализации программы

Реализация мероприятий энергосбережения в бюджетном секторе позволяет обеспечивать потребителям энергоресурсов сокращение расходов и повышение качества энергоснабжения.
Экономический эффект от реализации программы и использования выделенных с этой целью бюджетных средств будет обеспечиваться за счет:
использования бюджетных средств на возвратной основе для запуска механизма долгосрочного финансирования проектов модернизации коммунальной инфраструктуры;
исключения использования бюджетных средств для софинансирования проектов, окупаемость которых может быть достигнута за счет эффектов от их реализации.
Успешная реализация программы позволит к 2020 году ликвидировать расходы бюджетов всех уровней на покрытие убытков организаций коммунального комплекса.
Согласно проведенному в разделе 2 настоящей программы анализу потенциал энергосбережения, возможный к реализации в муниципальном образовании "Ленинский муниципальный район", способен обеспечить суммарную годовую экономию финансовых средств в 2015 году в объеме 8 тыс. руб. за счет повышения эффективности использования ресурсов при производстве и потреблении энергоресурсов в бюджетном секторе.
В рамках разработки программы проведен анализ и рассмотрены основные неблагоприятные факторы на пути повышения энергоэффективности, а также возможные решения - законодательные или организационные инициативы, которые необходимы для устранения данных барьеров.
В качестве основных факторов, способных оказать неблагоприятное воздействие на реализацию муниципальной ведомственной целевой программы, необходимо выделить следующее:
недостаточное осознание значимости повышения энергоэффективности и невысокий уровень осведомленности потребителей и поставщиков энергоресурсов и коммунальных услуг. Преодоление данного барьера возможно посредством информационной политики, стимулирующей рациональное использование энергоресурсов;
отставание в принятии нормативно-правовой базы на федеральном и региональном уровне, регламентирующей отношения в области энергосбережения;
отсутствие синхронизации между мероприятиями по повышению энергоэффективности потребителями и производителями энергоресурсов. В случае если сокращение потребления ресурсов и услуг, вызванное реализацией мер по энергосбережению, будет опережать модернизацию и повышение эффективности у производителей энергоресурсов и поставщиков услуг, возможно снижение рентабельности работы последних в результате фактического сокращения поступления финансовых средств, предусмотренных утвержденными тарифами. Для того, чтобы избежать возникновения данного фактора, реконструкция производственных мощностей должна опережать внедрение ресурсосберегающих технологий в системах потребления;
влияние кризисных явлений, в результате чего возможно недостаточное бюджетное финансирование, направленное на повышение энергетической эффективности, в рамках объемов, предусмотренных программой, в результате возможно недостижение плановых показателей программы. В данном случае необходима корректировка программы с учетом фактической возможности бюджетов.


------------------------------------------------------------------